Священник Эдуард Шатов. Христианское понимание семейных взаимоотношений

Документы — 04.02.2010 19:15

Сегодняшнее сообщение озаглавлено как «Христианское понимание семейных взаимоотношений». Сразу же хочу оговориться, что мне, наверное, трудно будет представить полную и исчерпывающую картину данной проблематики. Я попытаюсь лишь обозначить некоторые аспекты и вопросы, которые мне кажутся актуальными для современного российского общества в контексте христианского понимания семейных отношений.

Второе вступительное замечание, которое мне хотелось бы сделать, перефразировав одно из высказываний английской писательницы 19-го века Джейн Остин: «Любой человек знает что сегодня браков в мире мало, а настоящих христианских браков еще меньше».

С чем связано такое положение? Прежде всего наверное с тем, как понимается семья в современном обществе. Семья в христианском измерении – это община личностей, соединенных любовью, способная строить свои отношения с Богом, устанавливать гармоничные супружеские отношения, строить отношения со всеми членами семьи из разных поколений, отношения с социальным миром и государством.»

Определим прежде всего о какой общине и каких личностей мы говорим. «Бог сотворил человека по Своему образу и подобию; и призывая его к существованию ради любви, Он призвал его одновременно к самой любви. (…) Бог запечатлевает в человеческом естестве мужчины и женщины призвание, и следовательно, ответственность и способность к любви и общению.”[i] В христианском откровении речь идет именно о мужчине и женщине — особым призванием любви является призвание к девству — что не является предметом нашего размышления. Именно союз мужчины и женщины, освященный присутствием Самого Бога, явленного нам во Христе, понимается как христианский брак. Союз мужчины и женщины является образом таинственного единства в многообразии. Многообразия физиологического, психологического и духовного. С самого начала, как говорит нам об этом Откровение человек создан в этом многообразии не для того чтобы в одиночестве погибнуть, но чтобы в даре взаимной любви и в общении даров найти полноту и обрести счастье. В этом многообразии Творец явил миру естественную взаимодополняемость мужчины и женщины, которую ничто не может ни заменить ни подменить.

Это понимание уже не является единственным пониманием межличностных отношений, способных помочь человеку обрести полноту и счастье. Это одна из основных трудностей сегодня. При этом мы должны твердо сказать что не может быть альтернативных форм брака. Государство может размышлять о регуляризации различных форм отношений, но браком можно и должно называть лишь союз мужчины и женщины. При этом важен и лингвистический аспект. Ни в каком языке не существует абсолютных синонимов — и если одним и тем же словом называются две разные вещи, то с течением времени одна из них непременно вытеснит другую. Сделав это замечание нашему обществу нужно решить, какую норму социальной жизни оно хотело бы видеть как основополагающую.

Супружеское общение в его христианском понимании характеризуется единством и нерасторжимостью. «Это глубокое единение двух людей, равно как и благо детей, настоятельно требуют от супругов полной верности и нерасторжимого единства»[ii]. И вот здесь мы встречаемся с реальной трудностью. Еще 50 лет назад каждый человек получал одно определенное образование, получал одну определенную профессию и очень часто трудился/работал на одном месте и совершенно не представлял себе, что нужно что-то менять. Профессии и навыки передавались из поколения в поколение. Распознавались призвания и создавались династии. Изменения, конечно же, были возможны, но они все же представлялись обществу как исключения, а совсем далеко не как правило. В этом контексте такие понятия как единство и верность на всю жизнь были не только абсолютно понятны, но и приемлемы. Стоит также заметить, что «на всю жизнь» иногда из-за болезней, смертности и войн означало в общем то не так уж и долго. Не будем говорить хорошо это было или плохо, но «единство, верность и нерасторжимость» были не только понятиями и явлениями приемлемыми, но еще и жизненными вещами, которыми люди пытались жить и жили.

Сегодня ситуация в западноевропейском обществе, к которому надо отнести и Россию, радикально поменялась. Не только мужчины, но и женщины получают не только одно, но уже и несколько образований. Ни для кого не секрет, что иногда сверх-дипломированные специалисты имеют трудность найти работу, а если и находят ее, то за жизненный период имеют несколько мест трудоустройства. Наша бытовая техника имеет сегодня строго определенный срок употребления, а реклама потребительского общества постоянно внушает нам, что по прошествии определенного числа лет нужно менять свой антураж во всех его аспектах. Можно долго дискутировать хорошо это или плохо, но, по мнению социологов, это непосредственно влияет и на наше понимание человеческих отношений. Если немного утрировать это понимание, то вопрос современного человека, и даже того, который считает себя христианином, состоит в следующем: «если я могу поменять машину, то я наверное могу поменять и жену, так как изменение необходимо для моего осуществления как личности». Слова «едиство» и » нерасторжимость» становятся трудно воспринимаемыми, но именно свидетельство о нерасторжимости брака и супружеской верности является одной из важнейших задач, стоящих перед супругами наших дней.

«Дар таинства одновременно есть и призвание, и заповедь для христианских супругов, с тем, чтобы они оставались верными друг другу всегда, невзирая на все трудности и испытания, в великом послушании святой воле Господней: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»[iii]

Следующий аспект семейных отношений — это их гармоничность. Благодать Христа, «первородного между многими братиями», является по своей природе и внутреннему динамизму «благодатью братства», как ее называет святой Фома Аквинский. «Домашняя Церковь — Семья», устрояемая Духом Святым, призывает каждого ее члена созидать день за днем общение в согласии со своим даром и становится таким образом «школой более полной и глубокой человечности». Проявляется и возрастает эта человечность через заботу и любовь к детям, больным и старикам; через взаимное повседневное служение друг другу; через сопереживание благам радостям и страданиям. Хотелось бы отметить, что речь не идет о правах и обязанностях, а они имеют место и должны быть, но прежде всего о взаимном служении. Поэтому семейное общение может быть сохранено и усовершенствовано только в духе жертвенности. Без пессимизма, но с реализмом стоит отметить, что это еще одна трудность для понимания семейных отношений, так очень часто речь идет о самоудовлетворенности, а не о жертвенности.

Если традиционное общество как бы заранее вменяло людям строго очерченные социальные роли, то в нынешнем секулярном мире эти роли существенно распылены. Поэтому сегодня нужно думать о том, какую роль данное конкретное общество, основанное на секулярных и гражданских связях (это сполна касается и общества российского), отводит и мужчине (а, следовательно — отцу), и женщине (соответственно – матери).

И вот именно в наших столь нелегких и динамичных современных условиях, я уверен, нужно думать о том, как вернуть эту взаимную дополняемость. Иными словами, речь о том, что надо восстанавливать не только роль отца, но и роль матери в семье. И вот в таком контексте – в контексте любовной взаимной ответственности родителей – ребенок будет не только нормально расти, но и научится разрешать сложные жизненные ситуации в диалоге с папой и с мамой, а затем с братьями, сестрами, другими людьми.

Христианскую семью отличает именно открытость Отца и Матери на дар рождения ребенка и ожидание этого дара как преображения и раскрытия более полного понимания что есть единство в многообразии. Каждый ребенок, приходящий в мир от момента его зачатия, должен приниматься с любовью, уважением, многообразным служением, направленным к единой цели — любви к нему и заботе о нем — материальной, воспитательной и духовной. Подобное отношение к ребенку должно стать непреложной отличительной чертой христиан, особенно христианских семей: так дети, возрастая » в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков», будут вносить свой ценный вклад в построение общины, всего общества, и в само освящение родителей и мира[iv].

В отличие от обществ традиционного типа, где статус личностей и групп определялся заведомо предписанными им ролями, в обществах современных, нацеленных на процессы непрерывных технологических и общественных преобразований, идентичность человека и сферы его ответственности усложнены и сильно фрагментированы. И это сказывается на всех базовых элементах и связях внутри семьи: на связи мужчины и женщины, отца и матери, матери и ребенка, отца и ребенка.

Однако проблематика библейского вúдения семьи остается для нас непреложной. В библейском контексте мужчина давал ребенку то, что называется идентичностью. Он давал ему свое имя и заботился о его гармоничном развитии, передавая ребенку свои начатки своих ремесленных умений, грамоты и духовных познаний. А мать своей заботой, нежностью и общением также давала ребенку ту духовную основу, значение которой невозможно преуменьшить. Таким образом – в самих процессах становления личности ребенка – мужчина и женщина взаимно дополняли друг друга.

Так что, на мой взгляд, во главе угла всех наших дискуссий о семье и трудностях ее трансформаций и развития – не вопрос о том, кто будет воспитывать ребенка не только в обычной ситуации как это часто бывает не говоря уже о драмах и ранах в случае развода и разъезда, а вопрос о том, как в процессе формирования семьи и дальнейшей жизни преодолевать различные трудности, чтобы обеспечить ребенку полноценное детство и отрочество в полной и благополучной семье. Пора переходить от вопроса, кто правильнее воспитывает ребенка – папа или мама, – к разговору о том, как созидать семью, в которой гармонично развиваются дети.

Familiaris Consortio напоминает нам что «необходимо, чтобы пастырская деятельность Церкви побуждала всех взглянуть по-иному на роль пожилых людей в светском кругу и церковной общине, и оценить ее, особенно в семье, В действительности «жизнь пожилых людей помогает нам пролить свет на шкалу человеческих ценностей; она открывает нам преемственность поколений и удивительным образом демонстрирует взаимную зависимость Народа Божьего. Старые люди обладают, кроме прочего, даром преодолевать барьеры между поколениями, прежде чем они возникают. Сколько детей нашли понимание и любовь в глазах, словах и нежности пожилых людей! Сколько стариков с удовольствием относили к себе вдохновленные слова Писания о том, что «венец стариков — сыновья сыновей их» (Притч 17, 6)»[v]. Семейные отношения различных поколений имеют призвание формировать общественные отношения и таким образом влиять непосредственно на социальную, экономическую и политическую жизнь.

Разумеется, жесткой и прямолинейной связи между составом семьи и процессами и результатами воспитания не существует: можно вырасти человеком с изломанной психикой в полной семье и нормальным, достойным человеком в семье неполной.

В заключение моего выступления хотелось бы отметить, что гражданское общество должно обеспечить зашиту достоинства, прав и обязанностей каждого человека. Понимая это, оно должно регулировать с ответственностью различные межличностные отношения, при этом не придавая им равную нормативную значимость. Семьей с христианской точки зрения может и должен считаться именно союз мужчины и женщины как мы его определили в начале нашего выступления.

«Поддержка, восстановление и защита института семьи на основе откровения данного во Христе является одним из важнейших условий защиты достоинства каждого человека и в Церкви и в миру.

Священник Эдуард Шатов

ассумпционист, директор Центра семьи

Римско-Католическая Архиепархия Божией Матери в Москве


[i] Иоанн Павел II, Familiaris Consortio — О задачах христианской семьи в современном мире, 1981, Издательство Францисканцев, Москва, 2006, стр. 19

[ii] II Ватиканский собор. Пастырская конституция о Церкви в современном мире “Gaudium et spes”, 48

[iii] Иоанн Павел II, Familiaris Consortio — О задачах христианской семьи в современном мире, 1981, Издательство Францисканцев, Москва, 2006, стр. 31

[iv] Cf. Иоанн Павел II, Familiaris Consortio — О задачах христианской семьи в современном мире, 1981, Издательство Францисканцев, Москва, 2006, стр. 38

[v] Иоанн Павел II, Familiaris Consortio — О задачах христианской семьи в современном мире, 1981, Издательство Францисканцев, Москва, 2006, стр. 39